Cтраница 4 из 8
Однако приверженность к таким высоким абстракциям ни в малой мере не мешала Эйнштейну быть ярчайшей и своеобразнейшей индивидуальностью с неповторимо-личными чертами и качествами и покоряющим обаянием.
О впечатлении, которое он производил на окружающих, очень живо и тонко рассказал в своем очерке о встрече с ученым («Около великого», 1930) А. В. Луначарский.
«Глаза у Эйнштейна близорукие, рассеянные. Кажется, что уже давно и раз навсегда больше половины его взоров обратились куда-то внутрь... Глаза... полны абстрактной думой и кажутся даже немного грустными. Между тем в общежитии Эйнштейн чрезвычайно веселый человек. Он любит пошутить... При этом на мгновение его глаза делаются совершенно детскими. Его необыкновенная простота создает обаяние, и так и хочется как-то приласкать его... конечно, с огромным уважением. Получается какое-то чувство нежного участия, признания большой беззащитной простоты и вместе с тем чувство беспредельного уважения» .
Право, читая этот текст, кажется, что он был «сценарием» коненковского портрета ученого. Сочетание простоты и величия, как уже говорилось, составляет его внутренний стержень.
Вот только за восемь лет, прошедших с момента появления очерка Луначарского, у Эйнштейна глаза стали куда более «грустными». Для этого было так много причин! Трагедия родной Германии, порабощенной нацизмом, эмиграция, утрата многих близких... Все это не могло не наложить драматического отпечатка на облик ученого, хотя в своих философских взглядах он по-прежнему оставался человеком, близким к эллинской гармонии жизни.
Коненковский портрет свидетельствует, что, как бы ни были тяжки испытания, выпавшие на долю Эйнштейна, мир его души оставался светлым, не исковерканным гримасой мрачного скепсиса. В этом портрете удивительным образом смешались черты вдохновенной мудрости и наивного, чуть ли не детского простодушия^ Глядя на бюст, понимаешь, что светлое начало в этом человеке~йожно убить только вместе с ним самим — оно его вторая натура, существо и плоть его характера. И этот портрет по-своему светоносен: искрятся широко раскрытые, «думающие» глаза, над которыми взлетели ломкие, тонкие брови; есть в этом взгляде какое-то наивное и радостное удивление перед красотой и сложностью мира. И что-то открытое и беззащитное чувствуется в лице ученого, таком простом и добром и в то же время озаренном силой и красотой пророческого ясновидения.
Это одно из очень редких в смятенном искусстве XX века произведений, где с такой великолепной убедительностью показано «мо-цартианское начало» в человеке, как понимал его Пушкин. У Эйнштейна несомненно было сходное понимание внутренней свободы и душевной гармонии человека.
Эйнштейн считал коненковский портрет лучшим из своих изображений. Отлитый в бронзу, он находится в здании «Института высших исследований» в Принстоне.
Музыке, своей давней и неизменной страсти, скульптор оставался верен и в годы пребывания за рубежом. Целая серия работ этих лет так или иначе связана с музыкальными впечатлениями и переживаниями. Среди них — портреты С. В. Рахманинова, дирижера Артуро Тосканини, два варианта «Юной скрипачки».
К сожалению, с гипсового оригинала бюста С. В. Рахманинова был сделан лишь один бронзовый отлив, который приобретен фирмой музыкальных инструментов «Стейнуэй». Реплики этого портрета (как, например, «Эйнштейна» и некоторых других вещей американского периода) Коненков не делал. И даже фотография бюста почему-то ни разу не воспроизводилась в нашей литературе. А ведь это очень интересный портрет.
Но одновременно с бюстом скульптор вылепил маленькую фигурку композитора, которую привез на родину.
В обеих работах изображен человек, который на первый взгляд кажется подтянутым и светски-корректным, даже, может быть, мрачноватым. Но здесь это в какой-то мере лишь маска привычной сдержанности и самообладания человека, которому постоянно приходится быть «на виду».
Для иных музыкантов это обстоятельство становится привычным, они совершенно свободно и непринужденно чувствуют себя на эстраде. Таков, например, «Тосканини» в упомянутой деревянной миниатюре — скульптор показал его чрезвычайно непосредственным, забывшим обо всем, кроме музыки. Рахманинов в коненковских портретах предельно собран. Скульптор очень тонко подметил и запечатлел, что таится за этой внешней строгостью и подтянутостью.
Великого музыканта менее всего заботило желание казаться эффектным, «представительным». Скорее, он маскировал природную застенчивость, неуравновешенность и удивительную для столь прославленного мастера неуверенность в себе. Известно, что Рахманинов, который в годы жизни за рубежом концертировал чрезвычайно много, жил в постоянном, мучительном напряжении и время от времени был вынужден прерывать уже начавшиеся гастрольные турне: нервы не выдерживали...
В исполненных Коненковым портретах С. В. Рахманинова за привычной и тщательно поддерживаемой «концертной формой» таится сложный и своеобразный характер. В облике Рахманинова чувствуешь не только утонченность и артистизм, но и болезненно обостренную чувствительность, которая служит в равной мере и источником больших радостей, и причиной очень частых душевных «перегрузок», а то и страданий.
И еще одно: в движении губ, в невольной жестикуляции рук, наконец, во всей пластике портретов Рахманинова, с их динамикой легких поворотов и изгибов, ощущается напряжение невысказанного, нерешенного. Если брать широко, перед нами запечатленное творческое переживание.
|