Cтраница 2 из 8
«Хотя Шаляпин и позировал мне,— вспоминает Коненков,— я не так уж добивался портретного сходства... В своей скульптуре я изваял только голову Шаляпина, но мне хотелось бы передать зрителю и то, что отсутствует в скульптуре,— его могучую грудь, в которой клокочет огонь музыки... Я изобразил Шаляпина с сомкнутыми устами, но всем его обликом хотел передать песню».
И действительно, лишь взглянув на портрет, мы не только сразу же узнаем всем памятные черты лица гениального русского артиста. Нам открывается еще и «вечно шаляпинское» — величие духа, блистающее торжество жизненной энергии, таинственная и покоряющая власть творческой воли певца.
Самая лепка бюста выдержана, так сказать, в характере изображенного человека: все здесь крупно, сильно, отточенно, четко. Небрежно откинутые густые пряди волос окаймляют крутой, высокий лоб; выпуклые дуги бровей нависли над глубокими впадинами глазниц; резкие линии складок оттеняют напряжение крепко сжатых губ, решительность в очерке подбородка. Какая гордая сила в этом человеке, какой могучий поток страстей в нем бушует! И как они целенаправленны, какой дивно выразительной сценической пластике подчинены!
Поистине перед нами «живой Святогор», как называл Шаляпина Коненков.
Святогор-богатырь... Вспоминается, что «богатырская» тема проходит через все творчество скульптора. В этом портрете она получает новую трактовку и связана не с мифологическими сюжетами, а с образом реального человека, чья жизнь и творчество, составляющее национальную гордость русского народа, стали легендой нашей эпохи.
К другой из ведущих тем коненковского творчества примыкает по своему содержанию и портрет еще одного величайшего представителя русской культуры и науки — академика Ивана Петровича Павлова. Интересно, что этот портрет перекликается с «лесной серией», ' с прославленными коненковскими изображениями странников, калик перехожих, сказителей — словом, мудрецов из народа.
Конечно, портрет маститого академика выглядит иначе, чем облики простодушных старцев-крестьян. Но многое их роднит.
Собственно, слово «портрет» здесь надо употреблять в собирательном смысле слова. Скульптору принадлежит несколько изображений академика И. П. Павлова: фигурка и бюст 1929—1930 годов, затем еще мраморная реплика бюста (первоначально он вылеплен в глине и переведен в гипс), созданная в 1952 году. Все это варианты единого образного замысла.
В 1929—1930 годах И. П. Павлова пригласила в Нью-Йорк международная ассоциация физиологов, которая проводила очередной конгресс. Ученик Павлова доктор Ф. М. Левин привел своего маститого учителя в гости к Коненкову и, разумеется, встреча завершилась приглашением позировать.
Иван Петрович охотно согласился. Для скульптора это было подлинным счастьем. Ведь Павлов был не только замечательно интересной натурой. С ним к художнику приходила не только Россия с ее вековыми традициями, но и новая жизнь, определенный круг нравственных понятий и пытливый, ищущий разум.
Ученый и скульптор быстро поняли и полюбили друг друга. Они вели долгие, откровенные беседы, поражаясь сходству взглядов на многие важнейшие проблемы жизни века — от этических воззрений до художественных вкусов.
И портретисту открылись такие стороны души его «модели», которые мало кому были ведомы. Так, несколько неожиданным выглядит первое из созданных Коненковым изображений И. П. Павлова — фигурка ученого, стоящего с палкой и шляпой в руках и чем-то напоминающего коненковских «лесных старичков». Слегка согбенный, спокойно-задумчивый, очень обычный с виду, он так же ясен душой и прост, так же отягощен грузом долгой нелегкой жизни, как все эти русские «старенькие старички» и «полевички», столь близкие сердцу скульптора.
Очевидно, именно таким представился Павлов Коненкову в часы встреч на американской земле.
Но, конечно, в «Павлове» нет благостного простодушия лесных человечков коненковской серии.
С особой тонкостью духовная энергия Павлова показана в портрете-бюсте. Светящийся глубокой мыслью взгляд, легкое движение бровей, морщин лба и лица — отблеск невидимой работы ищущего, не знающего отдыха ума — все это лепит глубокий и многоплановый образ Мыслителя.
Это одна из сквозных тем творчества Коненкова. Она проходит через всю историю его работы в искусстве, а в портретах зарубежного периода получает множество оригинальных вариаций.
Среди них— портрет Алексея Максимовича Горького. Он исполнен во время поездки в Италию (1928).
Собственно, одна из главных и заветных целей этой поездки в том и состояла, чтобы добиться согласия писателя позировать. Было известно, что он отказал многим в подобной просьбе. Но Коненкова Горький знал еще с дореволюционных лет, ценил его дарование и без всяких колебаний стал «моделью» — буквально на следующее утро после приезда скульптора в Сорренто (на виллу князя Серра Каприола, который предложил свое гостеприимство великому русскому писателю и его семье).
Во время этой встречи с Горьким Коненкову повезло во многих отношениях. Писатель позировал по многу часов (стоя у конторки с корреспонденцией) целых восемь сеансов. Это, конечно, немаловажно, но куда существеннее другое — тут, вдалеке от родины и друзей, от напряженной и хлопотливой повседневности всемирно прославленного человека, Горький был сосредоточен, открыт душой, склонен к полной откровенности в беседах. А их было много — и во время сеансов и тогда, когда писатель и скульптор отправлялись на прогулки. «Мы много говорили, бродили, летней ночью любовались Неаполем,— вспоминает Коненков,— перед нами сияли миллионы огней, и в этом общении я познавал склад ума моего величайшего собеседника, его одухотворенность...».
|