Cтраница 2 из 2
В некоторых статуях этот строй чувств выражен в жестах боли, отчаяния, трогательной мольбы беззащитной души. Коленопреклоненная девушка (1907), обхватив голову руками, склонилась ниц, смятенная и покорная, доверив себя слепым силам судьбы. Смежив веки, запрокинув слабеющие руки, страдает «Раненая» (1916); словно взывает о милосердии юная героиня скульптуры «На коленях» (1916).
Но не только пассивное, безвольное страдание запечатлено в этом ряду женских образов. Монументальная, несколько даже тяжеловесная «Осень» (1916)—воплощение силы, плененной, скованной, но могучей. В деревянном торсе Айседоры Дункан (1916) танец знаме нитой балерины трактован как праздник жизни, как воплощенная в остром, напряженном движении прекрасного тела радость победытворческих сил человека.
Эта образная идея наиболее развернуто и законченно осуществлена в «Крылатой» (1913). Как и «Нике» 1906 года, «Крылатая» имеет своим прообразом античную статую богини Победы «Нике Самофракийскую». Только этот прообраз использован здесь совершенно иначе. Однокрылый торс 1913 года, конечно, внешне более напоминает луврскую статую, чем мраморная головка улыбающейся девушки. Да и содержанием своим «Крылатая» более тесно и непосредственно смыкается с «Нике Самофракийской»: не трепетная надежда, не светлое, утреннее мечтание, но спокойный и властный пафос утверждения, ощущение крепкой, энергичной силы — основа образа «Крылатой». Впрочем, этой спокойной величавостью «Крылатая» отличается и от «Нике Самофракийской», полной бурного, вдохновенного порыва. Но суть дела, конечно, не в этих приметах эмоционального сходства и отличия. Ведь «Нике Самофракийская» при всей земной конкретности ее «плоти» — олимпийское существо, антропоморфное обожествление великих сил бытия, властвующих над миром. А «Крылатая» — реальный, живой человек, гармонично развитый, уверенный в своей силе, окрыленный большими помыслами и стремлениями. Конкретное и идеальное, верность натуре и смелая широта пластического обобщения, трезвая, ясная проза и свободный полет поэтической фантазии — все это плотно сплетено в единый, тугой узел глубоко содержательного и возвышенного образа.
Такое сложное и емкое сочетание контрастных качеств вообще характерно для большей части тех произведений Коненкова, которые имеют своей опорой скульптурную классику. Как правило, они теснейше связаны с современностью, обладают, пусть и опосредованной, исторической конкретностью. Конечно, не случайно, что свои размышления о жизни скульптор воплощает в произведениях, внешний облик которых вызывает в памяти образы далекого прошлого.
Что стояло за этим? Очевидно, возможность, отталкиваясь от классики, помечтать об идеалах современного человека, справедливо устроенного общества. Историк нынешних дней скажет, что такие мечтания объективно совпадали с гуманистическими идеалами грядущих революций.
Но художники десятых годов по большей части стихийно и инстинктивно выражали свое ощущение времени, красоты, свои представления о будущем и его связях с прошедшими веками. Когда Коненков, почти сразу же после возвращения из Греции, отправился в имение украинского сахарозаводчика П. И. Харитоненко, где выполнял «Распятие» для местной церкви, то менее всего размышлял на теоретические темы. По его рассказам, он только чувствовал, как впечатления от встречи с работами древних мастеров переполняют его душу и странным образом «аукаются» с тем, что волновало его вот уже многие годы в родной стране.
Шедевры, созданные мастером в десятых годах (а именно тогда он завершил множество самых прославленных своих работ), были в большой мере порождены этой удивительной перекличкой веков, звучавшей в душе художника.
А.Каменский "С.Коненков"
|