Cтраница 1 из 2 Великий опыт древнегреческой пластики, глубоко и подробно изученный Коненковым в Греции, становится для скульптора одной из опорных основ его творческого метода.
Через несколько десятилетий, в книге «Слово к молодым», сам Коненков так определял основные особенности искусства античных ваятелей:
«Когда осмысливаешь великие произведения, оставленные нам в наследство ваятелями античности, прежде всего поражает их сознательное стремление раскрыть все величие и безмерную красоту человека.
Культ идеального тела был рожден духом Эллады. Юноши тех времен и в жизни стремились походить на статуи, изваянные скульпторами. Культ здорового тела уже тогда означал борьбу и за высокое нравственное совершенство. И в пятом веке до нашей эры скульпторы искали нормы красоты в великом и малом. Прекрасные человеческие формы воплощали в себе и лучшие черты характера человека...
В каждом человеческом теле, в каждом образе своя неповторимая красота, страсть и сила, которые не поддаются никаким, даже самым точным измерениям.
Великолепные знания соразмерности и гармонии, точность и строгость выполнения характеризуют лучшие произведения античности. Но именно тогда в результате многих исканий художники ясно осознавали, что арифметика и «средние величины» не могут быть основой творческого вдохновения и воображения. Мастера античности уверенно отходили от скульптурных и иных канонов. Они не подражали, а, опираясь на свой эстетический вкус, как первооткрыватели красоты, создавали свое новое и неповторимое» .
Найти «прекрасные человеческие формы», которые воплощают в себе «лучшие черты характера человека» (причем, добавим, человека современного) — основная цель, которую ставил перед собой Коненков, создавая свой «античный» цикл. Осуществляя это стремление, скульптор свободно использовал некоторые древние образцы, причем не столько их конкретные композиционные, конструктивные решения, сколько общие пластические принципы и поэтику.
Обобщенность — не холодно-схематическая, но вбирающая в себя живые черты реальной натуры и подчеркивающая в ней самое существенное и характерное — свойственна и художественному языку античного цикла Коненкова. Поражает и покоряет это великолепное сочетание слитности, монументальной силы пластики и гибкости линий, плавности переходов формы, бесконечного множества сложных оттенков.
Обрабатывая мрамор (так же как и дерево), Коненков обычно дает зрителю возможность представить себе исходный блок материала, его первоначальную фактуру, весомость, косность. Какая-то часть мраморной глыбы остается в своем природном виде, неотшлифованная и тронутая резцом лишь в той мере, в какой это необходимо для ритмического единства скульптуры.
Такой прием способствует впечатлению монументальной цельности статуи. Он гордо прославляет безграничность творческих возможностей художника, создающего из мертвого камня прекрасные, одушевленные человеческие образы. Но вместе с тем в таком сопоставлении чувствуется и любовь скульптора к материалу — колыбели будущих созданий. Ведь говоря словами сонета Микеланджело:
«Лишь то ваятель создавать способен, Что мрамор сам в себе уже таит...»
В некоторых своих скульптурах «античного цикла» Коненков употребляет легкую подцветку. В свое время это вызвало споры критиков. «...Замечательный скульптор производит в текущем году опыт, который едва ли увеличит художественное очарование его вещей,— сетовал Россций (А. Эфрос) на страницах «Русских ведомостей» в 1912 году.— Он раскрашивает губы, глаза, волосы, головные уборы.В итоге получается подделка «под живую жизнь», а это отнимает много пластической правдивости коненковских работ...».
Совершенно иного толка размышления вызвал коненковский прием расцветки скульптур у художника В критика Н. Радлова:
«Термин «условный», характеризуя, хотя и поверхностно, но по существу правильно свойства греческой раскраски, не объясняет совершенно её целей... Раскраска принадлежала всецело материалу; грек раскрашивал камень, но не стремился отразить в нем красочное явление... Коненков с чутьем большого художника отнесся к раскраске некоторых своих работ. В них мы видим ярко выраженную действительно греческую идею раскраски» 6.
На мой взгляд, Н. Радлов гораздо ближе к истине. Скупо и тактично вводя цвет в скульптуру, Коненков менее всего преследовал иллюзионистические цели. Карминные тона на щеках и губах, глубокая синева глаз, мерцание драгоценностей в головных уборах, конечно, не создают впечатления привычной, естественной окраски натуры: это превращало бы скульптуру в подобия восковых муляжей. Употребление цвета и в этих работах и в произведениях последующих лет имеет абсолютно условный характер — иногда чисто декоративный, порой в известной мере символический. Так, синие глаза «кор» придают им несколько таинственный характер, напоминают о загадках древних легенд, древней красоты. А чаще всего этот прием — еще один инструмент в ансамбле средств художественной выразительности скульптуры; его звучание своеобразно оттеняет движение основной образной мелодии.
При всей своей кажущейся идеальной отвлеченности серия «обнаженных» имеет глубокие и крепкие жизненные корни. Именно потому в ней должны были отразиться, пусть иносказательно, такие переживания и страсти времени, которые имеют совсем иной эмоциональный строй, чем «Сон», «Юная», «Натурщица», женские торсы. Во многих скульптурах этого цикла нельзя не заметить трагических нот, мотивов страдания, тяжкой скорби, горьких, ранящих душу размышлений.
|