Великий опыт древнегреческой пластики, глубоко и подробно изученный Коненковым в Греции, становится для скульптора одной из опорных основ его творческого метода.
Через несколько десятилетий, в книге «Слово к молодым», сам Коненков так определял основные особенности искусства античных ваятелей:
«Когда осмысливаешь великие произведения, оставленные нам в наследство ваятелями античности, прежде всего поражает их сознательное стремление раскрыть все величие и безмерную красоту человека.
Культ идеального тела был рожден духом Эллады. Юноши тех времен и в жизни стремились походить на статуи, изваянные скульпторами. Культ здорового тела уже тогда означал борьбу и за высокое нравственное совершенство. И в пятом веке до нашей эры скульпторы искали нормы красоты в великом и малом. Прекрасные человеческие формы воплощали в себе и лучшие черты характера человека...
В каждом человеческом теле, в каждом образе своя неповторимая красота, страсть и сила, которые не поддаются никаким, даже самым точным измерениям.
Великолепные знания соразмерности и гармонии, точность и строгость выполнения характеризуют лучшие произведения античности. Но именно тогда в результате многих исканий художники ясно осознавали, что арифметика и «средние величины» не могут быть основой творческого вдохновения и воображения. Мастера античности уверенно отходили от скульптурных и иных канонов. Они не подражали, а, опираясь на свой эстетический вкус, как первооткрыватели красоты, создавали свое новое и неповторимое» .
Найти «прекрасные человеческие формы», которые воплощают в себе «лучшие черты характера человека» (причем, добавим, человека современного) — основная цель, которую ставил перед собой Коненков, создавая свой «античный» цикл. Осуществляя это стремление, скульптор свободно использовал некоторые древние образцы, причем не столько их конкретные композиционные, конструктивные решения, сколько общие пластические принципы и поэтику.
Обобщенность — не холодно-схематическая, но вбирающая в себя живые черты реальной натуры и подчеркивающая в ней самое существенное и характерное — свойственна и художественному языку античного цикла Коненкова. Поражает и покоряет это великолепное сочетание слитности, монументальной силы пластики и гибкости линий, плавности переходов формы, бесконечного множества сложных оттенков.
Обрабатывая мрамор (так же как и дерево), Коненков обычно дает зрителю возможность представить себе исходный блок материала, его первоначальную фактуру, весомость, косность. Какая-то часть мраморной глыбы остается в своем природном виде, неотшлифованная и тронутая резцом лишь в той мере, в какой это необходимо для ритмического единства скульптуры.
Такой прием способствует впечатлению монументальной цельности статуи. Он гордо прославляет безграничность творческих возможностей художника, создающего из мертвого камня прекрасные, одушевленные человеческие образы. Но вместе с тем в таком сопоставлении чувствуется и любовь скульптора к материалу — колыбели будущих созданий. Ведь говоря словами сонета Микеланджело:
«Лишь то ваятель создавать способен, Что мрамор сам в себе уже таит...»
В некоторых своих скульптурах «античного цикла» Коненков употребляет легкую подцветку. В свое время это вызвало споры критиков. «...Замечательный скульптор производит в текущем году опыт, который едва ли увеличит художественное очарование его вещей,— сетовал Россций (А. Эфрос) на страницах «Русских ведомостей» в 1912 году.— Он раскрашивает губы, глаза, волосы, головные уборы.В итоге получается подделка «под живую жизнь», а это отнимает много пластической правдивости коненковских работ...».
Совершенно иного толка размышления вызвал коненковский прием расцветки скульптур у художника В критика Н. Радлова:
«Термин «условный», характеризуя, хотя и поверхностно, но по существу правильно свойства греческой раскраски, не объясняет совершенно её целей... Раскраска принадлежала всецело материалу; грек раскрашивал камень, но не стремился отразить в нем красочное явление... Коненков с чутьем большого художника отнесся к раскраске некоторых своих работ. В них мы видим ярко выраженную действительно греческую идею раскраски» 6.
На мой взгляд, Н. Радлов гораздо ближе к истине. Скупо и тактично вводя цвет в скульптуру, Коненков менее всего преследовал иллюзионистические цели. Карминные тона на щеках и губах, глубокая синева глаз, мерцание драгоценностей в головных уборах, конечно, не создают впечатления привычной, естественной окраски натуры: это превращало бы скульптуру в подобия восковых муляжей. Употребление цвета и в этих работах и в произведениях последующих лет имеет абсолютно условный характер — иногда чисто декоративный, порой в известной мере символический. Так, синие глаза «кор» придают им несколько таинственный характер, напоминают о загадках древних легенд, древней красоты. А чаще всего этот прием — еще один инструмент в ансамбле средств художественной выразительности скульптуры; его звучание своеобразно оттеняет движение основной образной мелодии.
При всей своей кажущейся идеальной отвлеченности серия «обнаженных» имеет глубокие и крепкие жизненные корни. Именно потому в ней должны были отразиться, пусть иносказательно, такие переживания и страсти времени, которые имеют совсем иной эмоциональный строй, чем «Сон», «Юная», «Натурщица», женские торсы. Во многих скульптурах этого цикла нельзя не заметить трагических нот, мотивов страдания, тяжкой скорби, горьких, ранящих душу размышлений.
В некоторых статуях этот строй чувств выражен в жестах боли, отчаяния, трогательной мольбы беззащитной души. Коленопреклоненная девушка (1907), обхватив голову руками, склонилась ниц, смятенная и покорная, доверив себя слепым силам судьбы. Смежив веки, запрокинув слабеющие руки, страдает «Раненая» (1916); словно взывает о милосердии юная героиня скульптуры «На коленях» (1916).
Но не только пассивное, безвольное страдание запечатлено в этом ряду женских образов. Монументальная, несколько даже тяжеловесная «Осень» (1916)—воплощение силы, плененной, скованной, но могучей. В деревянном торсе Айседоры Дункан (1916) танец знаме нитой балерины трактован как праздник жизни, как воплощенная в остром, напряженном движении прекрасного тела радость победытворческих сил человека.
Эта образная идея наиболее развернуто и законченно осуществлена в «Крылатой» (1913). Как и «Нике» 1906 года, «Крылатая» имеет своим прообразом античную статую богини Победы «Нике Самофракийскую». Только этот прообраз использован здесь совершенно иначе. Однокрылый торс 1913 года, конечно, внешне более напоминает луврскую статую, чем мраморная головка улыбающейся девушки. Да и содержанием своим «Крылатая» более тесно и непосредственно смыкается с «Нике Самофракийской»: не трепетная надежда, не светлое, утреннее мечтание, но спокойный и властный пафос утверждения, ощущение крепкой, энергичной силы — основа образа «Крылатой». Впрочем, этой спокойной величавостью «Крылатая» отличается и от «Нике Самофракийской», полной бурного, вдохновенного порыва. Но суть дела, конечно, не в этих приметах эмоционального сходства и отличия. Ведь «Нике Самофракийская» при всей земной конкретности ее «плоти» — олимпийское существо, антропоморфное обожествление великих сил бытия, властвующих над миром. А «Крылатая» — реальный, живой человек, гармонично развитый, уверенный в своей силе, окрыленный большими помыслами и стремлениями. Конкретное и идеальное, верность натуре и смелая широта пластического обобщения, трезвая, ясная проза и свободный полет поэтической фантазии — все это плотно сплетено в единый, тугой узел глубоко содержательного и возвышенного образа.
Такое сложное и емкое сочетание контрастных качеств вообще характерно для большей части тех произведений Коненкова, которые имеют своей опорой скульптурную классику. Как правило, они теснейше связаны с современностью, обладают, пусть и опосредованной, исторической конкретностью. Конечно, не случайно, что свои размышления о жизни скульптор воплощает в произведениях, внешний облик которых вызывает в памяти образы далекого прошлого.
Что стояло за этим? Очевидно, возможность, отталкиваясь от классики, помечтать об идеалах современного человека, справедливо устроенного общества. Историк нынешних дней скажет, что такие мечтания объективно совпадали с гуманистическими идеалами грядущих революций.
Но художники десятых годов по большей части стихийно и инстинктивно выражали свое ощущение времени, красоты, свои представления о будущем и его связях с прошедшими веками. Когда Коненков, почти сразу же после возвращения из Греции, отправился в имение украинского сахарозаводчика П. И. Харитоненко, где выполнял «Распятие» для местной церкви, то менее всего размышлял на теоретические темы. По его рассказам, он только чувствовал, как впечатления от встречи с работами древних мастеров переполняют его душу и странным образом «аукаются» с тем, что волновало его вот уже многие годы в родной стране.
Шедевры, созданные мастером в десятых годах (а именно тогда он завершил множество самых прославленных своих работ), были в большой мере порождены этой удивительной перекличкой веков, звучавшей в душе художника.
А.Каменский "С.Коненков" |