В. Мухиной принадлежат первые опыты создания скульптуры из стекла. Однако в нашей искусствоведческой литературе и критических статьях этому виду пластики до сих пор не было уделено должного внимания. Все же отдельные замечания и высказанные мнения вряд ли раскрывали и выясняли специфические свойства этого интересного и художественно ценного материала.
Так, Е. Левинсон в статье, напечатанной в сборнике «Художественное стекло и его применение в архитектуре» (Л., 1953), говоря о произведениях, выполненных В. Мухиной, Н. Данько из стекла, утверждает, что они представляют собой убедительное доказательство громадных возможностей применения стекла в скульптуре. Как бы высоко ни ценил автер эти работы, все же возникают серьезные сомнения в отношении широкого использования стекла в скульптуре. Поэтому необходимо, хотя бы кратко, коснуться основных свойств стекла как пластического материала.
Стекло не только прозрачно, но обычно обладает блестящей поверхностью, которая, отражая свет, создает усиленную игру бликов. Именно эти свойства создали стеклу громкую славу в произведениях декоративно-прикладного искусства. Но хороши ли они в скульптуре, как круглой, так и односторонней (типа барельефа) ? Очевидно, нет, поскольку прозрачность стекла дает возможность видеть сквозь его внешнюю поверхность, обращенную к зрителю, не только пластические формы, находящиеся по другую сторону, но и сопутствующие им блики. Это «двойное видение» разрушает в той или иной мере скульптурный объем, создает призрачные впечатления, заставляет порой воспринимать пластическую форму в негативном виде. В результате скульптура теряет обычные пластические качества, к которым привыкло наше восприятие.
Художники, приступившие к работе в стекле, как в возможном пластическом материале, начали с применения матовой обработки поверхности стекла. Таковы бюст Пушкина, изготовленный по модели И. Витали, портрет профессора Н. Качалова — знатока стекла, выполненный Мухиной, «голова красноармейца» скульптора Н. Данько. Матовая поверхность стекла в значительной степени уничтожила одно из основных его свойств — его прозрачность, но воссозданные зрительные пластические качества скульптуры приняли несколько странный, «туманно-неясный» облик. Следовательно, и этот эксперимент не принес ожидавшихся положительных результатов.
В чем же заключалась причина неудач? Решив испробовать стекло как пластический материал, художники имели перед собой вполне оправдавший себя в прошлом опыт народных мастеров в изготовлении различных произведений из гутного, то есть выдувного стекла. Обычно эти изделия представляют собой полые, легкие, прозрачные, пластически даже порой утрированные объемы с причудливо переливающимися на их поверхности бликами света. Чтобы сохранить более или менее обычные пластические качества вещей, наделенных повышенной декоративностью и конкретностью форм животных, рыб и т. п., мастера прибегали к различного рода «прилепам» из стекла в виде лент, поясов, «розеток» и других элементов. Однако скульпторы-профессионалы не учли художественных особенностей и свойств гутных изделий, а просто перенесли обычную скульптурную форму в новый материал без вдумчивого отношения к его специфическим свойствам, прямо противоположным камню, металлу, глине. Увеличение масштаба произведения еще нагляднее обнаруживало несостоятельность предпринятых исканий. Именно поэтому опыты в этом направлении были прекращены. Казалось, что в стекле вряд ли возможно создать новую по художественным свойствам скульптуру.
Однако в начале пятидесятых годов появилось несколько скульптурных произведений из стекла, которые привлекли внимание не только тем, что в них были сохранены основные свойства самого материала, но и рождением новых декоративно-пластических форм в стекле. То были «Ерш» Б. Лоренцова, «Пума» и «Выдра» А. Сыловой, «Морской конек» Н. Тарковской. «Выдра» и «Морской конек» были премированы на состоявшемся конкурсе изделий из стекла. Следует остановиться и объяснить несколько неожиданный успех наших художников, так как их вещи действительно открывают большие, добавим, увлекательные возможности работы в этом счастливо найденном направлении.
Названные скульптуры невелики по размеру. Их с удовольствием берешь в руку, ощущая приятную весомость благородного материала, чувствуя их холодящую полированную поверхность. Преломления света в «теле» самой скульптуры, прямые и «обратные», просвечивающие сквозь толщу материала блики создают то светлые, то затемненные зоны в стекле. Порой они как бы соответствуют живым переливам и блеску света на меху зверя или чешуе рыбы, смоченных водой. Сопоставление двух «Пум» — одной в обычном стекле, другой — с матовой поверхностью, раскрывает художественные качества обеих. Если в первой художник выиграл, то во второй проиграл, так как последняя сразу стала напоминать мелкую пластику из фарфора, лишенную, однако, свойственных этому материалу качеств. В «Морском коньке», наиболее значительной по размеру скульптуре (около 40—45 см), художник, умело сочетая просвечивающееся зеленоватое стекло с его слегка матовой поверхностью, добился «дополнительного» впечатления как бы видной сквозь морскую воду формы моллюска, что, естественно, повысило художественно-декоративные качества скульптуры. Все авторы уделили большое внимание декоративности, силуэту своих произведений («разворот» «Выдры», достаточно сложные формы «Ерша» и «Морского конька»). Следовательно, успех рассмотренных нами скульптур из стекла объясняется, в первую очередь, их относительно небольшим масштабом и декоративностью композиционного построения. Именно такой масштаб дает возможность художнику в литом стекле принимать во внимание преломление света внутри самой пластической формы, а это позволяет добиться новых острых декоративных эффектов. Опыт названных художников может помочь перейти от применения стекла в мелких фигурах к произведениям более крупных форм.
М.А. Ильин "Исследования и очерки" |