Жанр «портрет» в творчестве скульптора - Cтраница 5
Скульпторы - С. Коненков
Оглавление
Жанр «портрет» в творчестве скульптора
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Все страницы

 

А коненковские портреты всегда заставляют «брать широко». Это можно сказать и о портрете Надежды Васильевны Плевицкой, вы­полненном в том же 1925 году,— это не только воплощение облика замечательной, прославленной некогда певицы, но и скульптурный образ русской песни.

Современники писали, что в годы расцвета творчества артистки, совпавшие с первой мировой войной, в ее исполнительской манере появилась «скорбь, порой мучительная суровость укора. Трагизм ее чувства стал тоньше, одухотвореннее...».

Чертами такого драматизма отличается судьба певицы, п твор­ческая и жизненная. Простая крестьянка из Курской губернии, не получившая никакого образования, в расцвете таланта она оказалась за пределами родной российской стихии, разделяла все несчастья и печали эмиграции в 20—30-е годы.

Благодаря своему редчайшему, несравненному таланту — более душевному, чем исполнительскому, Плевицкая покоряла своих слу­шателей . А среди них были Рахманинов, Шаляпин, Собинов и другие великие музыканты и певцы. С. М. Эйзенштейн ставил свои впе­чатления от концертов Надежды Плевицкой в один ряд с теми душев­ными потрясениями, которые остались у него от встреч со Станислав­ским, Шаляпиным, Чаплином, Михаилом Чеховым, Вахтанговым . Вот как описывал один из критиков десятых годов воздействие Н. В. Плевицкой на слушателей ее концертов:

«Когда госпожа Плевицкая появляется на эстраде, вы видите пе­ред собой простую, даже некрасивую русскую женщину, не умею­щую как следует носить свой концертный туалет. Она исподлобья, недоверчиво глядит на публику и заметно волнуется.

Но вот прозвучали первые аккорды рояля,— и певица преобра­жается: глаза загораются огнем, лицо становится вдохновенно кра­сивым, является своеобразная грация движений, и с эстрады слы­шится захватывающая повесть переживаний бесхитростной русской души...». Пела она те песни, которые сейчас известны каждому, но едва ли кто-нибудь знает, что именно Плевицкая дала им новую жизнь, неслыханную и всенародную популярность. Это такие искрен­ние и глубокие по чувству русские напевы, как «Помню, я еще мо­лодушкой была», «На старой калужской дороге», «Когда я на почте служил ямщиком», «Раскинулось море широко», «Стенька Разин и княжна», «Пожар московский» и другие.

Коненков многократно слышал Плевицкую еще в дореволюцион­ные годы, а новая встреча с певицей произошла у него в 1924 году, когда она приехала на гастроли в США. Надо ли говорить, что тут, на чужбине, скульптор слушал ее с особым чувством, со страстным и мучительным волнением. И не только потому, что Плевицкая пела с обычной для нее пленительной выразительностью, а аккомпаниро­вал ей — трудно поверить — сам Рахманинов! Еще важнее было дру­гое; художник рассказывает о том, что на концертах Плевицкой «было много русских эмигрантов. У некоторых на глазах появились слезы. Воем хотелось, чтобы она пела вечно, чтобы никогда не умол­кал ее проникновенный голос. Эмигрантам ее пение душу перево­рачивало. Голос Плевицкой казался им голосом навсегда потерянной Родины».

Плевицкая согласилась позировать Коненкову. Скульптор попро­сил певицу приходить на сеансы в том праздничном наряде курской крестьянки, в котором она появилась на эстраде еще с 1914 года: сарафан, кокошники, жемчуг... Но, конечно, это чисто иллюстратив­ная и, может быть, даже необязательная деталь. Русская песня выра­жена в этом портрете не в каких-то внешних атрибутах. Она, эта песня, в мягком и добром обаянии изображенной женщины, в отре­шенной задумчивости ее печального взгляда. Дивно хорош и выра­зителен этот взгляд, он все решает в портрете — колдовской и завораживающий, словно бы замерший в своей глубокой сосредоточенности, но полный душевной силы и полета. Протяжная, груст­ная, от сердца идущая русская песня, песня-«плач», оживает в этой композиции.

Есть в коненковских портретах американского периода еще одна сквозная тема, быть может, связанная со многими сокровенными раз­мышлениями художника о жизни века.

Это — тема самопожертвования. Во имя высоких целей, во имя искусства, во имя людей. Некоторые более ранние (а также и более поздние) произведения мастера сплетают эту тему с героическими интонациями. В американских вещах подобные интонации не так явственно слышны, скорее в них чувствуется готовность н жертве, обреченность, которая воспринимается как неизбежное, как мораль­ный долг.

Заброшенный судьбой в Америку друг скульптора талантливый русский живописец Николай Иванович Фешин в последние годы жиз­ни, несмотря на мучивший его смертельный недуг, фанатично, до исступления работал. Не потому, что искал денег и славы (и то и другое у него было — художник обладал большой популярностью в США на протяжении тридцатых годов). Фешин надеялся, само­забвенно отдавшись искусству, найти в нем утешение, заглушить тоску по родине, страх перед болезнью. Он понимал, что непрестан­ное напряжение загубит его, но предпочитал такую, полную труда повседневность предписанной врачами бездеятельности.

В портрете Н. И. Фешина, законченном в 1934 году, Коненков показал мягкого, доброго человека с блуждающей, немного расте­рянной улыбкой. Лепка бюста такова, что остается двойственное впе­чатление. Вроде бы в этом портрете все полно движения — играют мускулы щек, светотень переливается в многочисленных морщинах лица. Но взгляд неподвижно замер, да и само это изможденное худое лицо как-то оцепеневает, застывает на глазах. Человек идет навстре­чу своей смерти и встречает ее спокойно и мужественно, как добро­вольно избранную судьбу.

В иных вариациях та же тема «предстояния перед смертью» про­ходит в портрете Марго Эйнштейн (1939) и — с особой силой и рель­ефностью — в полуфигурной композиции «Профессор Ногуччи» (1924). На первый взгляд припухлое, болезненное лицо ученого ка­жется безвольным, его настроение — несобранным, рассеянным. Весь он горбится, сутулится; рука привычно автоматическим движением засунута под мышку, словно бы Ногуччи робко защищается от ка­кой-то угрозы. Но слабость этого человека на самом деле только кажущаяся.

Чем больше вглядываешься в портрет, тем яснее проступает в нем тонко и метко показанное состояние увлеченности большой иде­ей, высокой целью. Есть в этом лице особое напряжение, внутренняя сила и энергия. А в движении губ, бровей, в наклоне головы — упор­ство. Физическая хрупкость и болезненность облика лишь подчер­кивают подвижническую целеустремленность духа.



 

Новости

Спецпредложение!!!

 


Вакансии:

1.  требуется резчик по дереву...

2. требуется художник для росписи...

Подробнее

Бесплатно размещу статью в блоге с ссылкой на ваш сайт

Подробнее


Выполненные заказы

Пляшущая баба яга в деревянной скульптуре

"Я была навеселе,
И летала на метле,..."

 

Волк из Жил был пёс со столом

Заходи, если что!

- Ну ты заходи, если что!

 


Лавочка Львы


Садовые деревянные скульптуры персонажей сказки Волшебник изумрудного города

Мы в город Изумрудный...

 

Новый домик для колодца

 

Лавочка с зайцами...

 

Волк из Ну, погоди! Резьба по дереву

Волк из "Ну, погоди!"



"Квартет" Крылова в резьбе

 

Конёк - горбунок

Деревянные скульптуры по мотивам сказки "Конёк - Горбунок"

 

"Эх, жизнь моя жестянка!" Деревянная скульптура водяного.

Я водяной, я водяной,
И мне не холодно зимой.


Маша и медведь в резьбе по дереву

Деревянная скульптура "Маша и медведь"


Скульптуры из сказки Колобок

Деревянные скульптуры из сказки Колобок

 

Кудесница леса – Алеся. Резьба по дереву по мотивам песни ВИА Сябры

Резьба по дереву по мотивам песни..

 

Деревянные фигурки из сказки "Чиполлино"

Чиполлино и его друзья

 

Баба яга. Скульптура из дерева

Скульптуры для Поляны сказок

 

Скульптурная композиция "Репка"

 

Буратино. Скульптуры из дерева

Буратино и его команда. Сюжет из сказки в резьбе по дереву

 

 

Добрая Яга в ступе. Скульптура, роспись.

Добрая Баба Яга.

На страницу  Бабок Ёжек.

 


События

Наш новый детский городок "Айболит" торжественно был открыт в Институте трансплантологии

Открытие резного детского городка

Сказочные деревянные фигуры сразу же стали объектом внимания  детворы.

Подробнее


Поездка во Владивосток в составе команды  Oleo-Mac

Резьба бензопилой. Владивосток

Показательные выступления мастеров резьбы бензопилой на  соревнованиях вальщиков леса «Лучший лесоруб Дальнего Востока-2012»

Подробнее


Командировка в Прагу

Жук из дерева одной бензопилой

Две  недели Дереворез демонстрировал искусство резьбы бензопилой  в Чехии

Подробнее


Склад

Что у нас есть в наличии?

Посмотреть

Вы можете приобрести готовые изделия просто приехав к нам.


 

У нас всегда есть чем Вас порадовать или приятно удивить!!!

ВСЕ НОВОСТИ

Миниатюрная скульптура

деревянная подарочная скульптура

Деревянная скульптура, только размером гораздо меньше чем садовая.

Подробнее..

Фотогалерея

Портфолио

Фотоальбом скультурных композиций

В фотоальбоме представлены наши исполнительские возможности

Прикол для дачи

 

Прикол для дачи!!!

Резьба на заказ

Заказать любую резьбу по дереву стало ещё проще на сайте

 

 

Резьба по дереву для внутреннего интерьера и для украшения ландшафта, плоскорельефная, прорезная, скульптурная, барельефная, для бани, для лестниц, церковная резьба, иконы, миниатюрная, садовая скульптура, резная садовая мебель и ещё много-много разных направлений представлено на сайте. Выполним быстро качественно и в срок!

Скульптура бензопилой

Новая услуга на derevorez.ru -

 

скульптура бензопилой

скульптура бензопилой

Подробней

Садовая мебель

Садовая мебель. Резное кресло медведь

Мы используем фигуры животных для изготовления садовой мебели.

Подробнее

Авторская скульптура

Авторская скульптура

Изображение в дереве известного футболиста и тренера Владимира Муханова. Авторсая скульптура..

далее

Случайное фото


Колодец с белками...
Колодец с белками...
Медведи3
Медведи3

Новогодние скульптуры

Фигурки из дерева Деда Мороза, Снегурочки, Снеговика

Новогодняя скульптура деда мороза

профессионально расписанные в яркие цвета вы можете  заказать на нашем сайте.

Подробней

 

ОбЪявление

Требуется квалифицированный столяр  г.Раменское. Оплата сдельная.

Приглашаем резчиков по дереву для выполнения объёмной резьбы (деревянной скульптуры  1м и выше).

Купим тополь кругляк. Диаметр от 30-70см.

Тел. 8 915 230 00 54 Михаил.