Мелкая пластика
Скульптура - Советская скульптура
Оглавление
Мелкая пластика
Страница 2
Все страницы

Знаменательно, что на выставках последнего времени, где были представлены как обстановка отдельных комнат, так и целых квартир мелкая пластика чаще всего отсутствовала (исключе­ние составляет «вятская игрушка»). В то же время в наших магазинах можно видеть в изобилии и юную балерину, и птич­ницу, и телятницу, и грузовой мотороллер, и сплетниц на буль­варе, и пару на пляже, и многие другие более или менее гра­мотно выполненные статуэтки в фарфоре, в грубой керамике, в пластмассе, в кости и дереве.

Очевидно, сам факт присутствия названных произведений на магазинных полках и полное их отсутствие в современной обстановке должен был побудить художников задуматься над природой этого явления. Однако на художественных советах, где принимаются подобные произведения, по-прежнему, царит полное благодушие, по-прежнему принимают и одобряют и птичниц, и балерин, и сплетниц так, словно вся эта мелкая пластика или более крупные произведе­ния по-прежнему рассчитываются либо на размещение в шка­фах-горках (как это имело место в XVIII—XIX вв.), либо на свободное размещение и обозрение с относительно далекого рас­стояния в больших комнатах и залах (характерных скорее, для дворцового интерьера).

 

Таким образом нетрудно заметить, что подобная мелкая пла­стика с ее бытовыми сценками и слащаво-натуралистической трактовкой находится в явном противоречии с масштабом п ха­рактером как наших жилых помещений, так и общественных зданий. Ведь изменились и планировка квартир, и размер ком­нат, и их высота, и освещение, и обстановка, и в первую оче­редь, мебель.

Естественно, что в прямой связи с этими изменениями дол­жны были измениться масштаб, тема и декоративные приемы мелкой пластики. Однако подавляющее большинство наших скульпторов продолжают работать так, как работали скульпто­ры Мейсенского, Венского, Гарднеровского или Императорско­го заводов. Вместе с тем, нетрудно было бы заметить, что об­становке нашей городской квартиры, как и общественного здания, никак не соответствуют бытовые сценки или отдель­ные фигурки, преподнесенные так, как это делалось лет 70—80 тому назад. Более того, они лишены смысла, они противоречат всему строю современной обстановки. Любопытно, что эта про­стая истина сразу становится ясной художникам, когда дело идет о какой-либо зарубежной международной выставке (на­пример, Пражской выставке керамики, выставке в Вильнюсе, 1971), но на внутренний рынок по-прежнему нескончаемой че­редой изготовляются произведения почти так же, как это имело место в прошлом. По-моему, бытовые сценки в фарфоре и по­добные им отдельные фигурки отжили свой век, как незаметно отжила и ушла в прошлое бытовая иллюстрация типа Агина или Боклевского.

Очевидно, что современная ящикообразная, секционная ме­бель, как правило, изготовляемая из светлой древесины, деко­ративные ткани обивки и занавесей, как и ковры, требуют, чтобы мелкая пластика была наделена повышенной декоратив­ностью, яркими и оригинальными пластическими свойствами и цветом. В этом случае она берет на себя роль основного деко­ративного «акцента» в оформлении и жилой комнаты, и обще­ственного помещения. Таковы, например, «Рыба» М. Павлов­ского, выполненная из стекла,«Конь» и «Жеребенок» М. Дени­сенко (майолика), различные животные, выполненные Д. Шушкановым из дерева, а из кости — И. Карахан. Правда, последние рассчитаны на то, чтобы «населять» узкую полосу полок в шкафу перед книгами.

Другим направлением можно считать путь художественного единства с формами современной мебели, рисунком, расцвет­кой декоративных тканей и т. п. В этом случае, очевидно, ком­позиция, масштаб, пластическая форма и цвет мелкой скульп­туры должны быть иными, позволяющими ей органически вхо­дить в круг вещей обстановки. Такова, например, «Сидящая женщина» К. Жумагазина, относительно крупномасштабная де­вичья голова Бубновой (Рига) и др.

Наконец, мелкая пластика, рассчитанная для деревни, долж­на, по-видимому, обладать иными особенностями, поскольку вкус колхозников и обстановка деревенского жилища еще су­щественно отличаются от вкуса и жилища городского жителя.

Какие же соображения можно привести, чтобы улучшить работу скульпторов мелкой пластики?

Следует считать очевидной истиной, что во всех случаях во­прос о месте постановки мелкой скульптуры является отправ­ным для работы скульптора, думающего о местонахождении своего произведения в современном интерьере. Ясно, что по­мещение статуэток за стеклом шкафа или полки может быть лишь исключением, а не правилом. Следовательно, надо поду­мать, чтобы мелкая пластика «вышла» бы в пространство ком­наты, заняв место либо на специальной полке, либо наверху достаточно невысоких шкафов различного назначения и т. д. Очевидно, что масштаб современной мелкой пластики в этих новых условиях должен, видимо, быть увеличен. Пластика форм, красота силуэта фигуры и декоративность цвета, есте­ственно, должны приобрести иной более яркий характер, учи­тывая сухой, антипластический, «рационалистический» харак­тер современной мебели. Существующие приемы в мелкой пластике не соответствуют современной обстановке, поскольку они созданы для совершенно иной среды, малоинтересны по содержанию, силуэту, декоративной форме и цвету. Вместе с тем «обобщенные» приемы, которыми увлекаются отдельные скульпторы, не только ухудшают мелкую пластику, но и дискре­дитируют поиски новых приемов, умаляют роль и значение мелкой пластики как красивого декоративного произведения.

В современной мелкой пластике, рассчитанной для современ­ной же комнаты, следует подчеркнуть ее художественное эсте­тическое начало в противовес существующему бытовизму и даже имеющейся натуралистической вульгарности. Вещь долж­на быть по-настоящему красивой, радующей глаз своим худо­жественным совершенством, игрою меняющихся линий и форм, чтобы человек, постоянно живущий в этой комнате, не переста­вал бы любоваться ею так, как это было в свое время со скульп­турой Шубина, Козловского и других. Одновременно следует предостеречь скульпторов от погони за красивостью, не имею­щей отношения к подлинному искусству. Естественно также, что художнику следует всемерно руководствоваться свойствами материала, техникой полив и окраски. Бытовая мелкая скульп­тура, как бы противостоящая обстановке комнаты, являющаяся ее основным «акцентом», как уже отмечалось, обязана иметь достаточно декоративный силуэт. Однако преувеличение в этой области нежелательно, так как скульптуре становится либо тесно в комнате, либо она даже вовсем «вырывается» из своего окружения («Клоун» С. Орлова).

Считается, что скульптура, посвященная танцу, особенно при­влекательна. Однако танец — одна из труднейших тем в скульптуре (умение сочетать грацию, пластику и движение), где ряд положений просто исключен — например, в классическом ба­лете, поскольку вытянутые напряженные палкообразные руки и ноги в скульптуре на редкость неприятны. Знаменательно, что античное искусство весьма сдержанно относилось к изо­бражению танца, предпочитая к тому же барельеф, а не круг­лую скульптуру.

Шарж в мелкой скульптуре или скульптура-карикатура так­же не приносят соответствующего удовлетворения. Они в луч­шем случае забавны и только. Вместе с тем, увлечение этим видом скульптуры привносит в мелкую пластику «эстетику безобразного». Поскольку художественная сторона нашей мел­кой пластики заставляет желать много лучшего, увлечение шаржами не имеет ни оправдания, ни перспектив.

Большую роль в мелкой пластике всех направлений играет цвет. Очевидно, что многокрасочность прежней мелкой пласти­ки, поддерживавшая самый жанр бытовой скульптуры, в на­стоящее время, в новых условиях ее местоположения, нецеле­сообразна. Монохромия или сочетание двух-трех согласованных друг с другом условных цветов — вот что, видимо, должно со­ответствовать новым пластическим формам мелкой пластики. Пример вятской игрушки здесь особенно показателен. Цвет, ес­тественно, должен поддерживать силуэт и пластику форм. Условность применения цвета вполне возможна. Однако при наличии цвета всегда следует думать о свойствах и качествах материала. Фарфор не следует раскрашивать под дерево, а де­рево под майолику. Один белый цвет в фарфоре закономерен лишь при безукоризненности белизны теста и особой декора­тивности пластической формы фарфора — правило, хорошо зна­комое прежним скульпторам, но основательно забытое совре­менными художниками.

Думается, что осуществление новых художественных задач в сфере мелкой пластики, в особенности посвященной деятель­ности и жизни человека, возможно лишь при условии преодо­ления имеющегося догматизма в этой области, когда художники-скульпторы неоправданно цепляются за старые приемы и формы, якобы обязательные для нашего искусства (наверное, таково понимание традиций). Знаменательно, что перечислен­ные выше новые черты уже наметились в мелкой анималисти­ческой пластике ряда художников (Павловский, Горлов, отча­сти Розов, Сотников, Воробьев и др.), причем каждый из них, что показательно, сохранил свою художественную индивидуаль­ность.



 

Новости

Вакансии:

1.  требуется резчик по дереву...

Подробнее


Выполненные заказы

Пляшущая баба яга в деревянной скульптуре

"Я была навеселе,
И летала на метле,..."

 

Волк из Жил был пёс со столом

Заходи, если что!

- Ну ты заходи, если что!

 

Волк и заяц. "Ну, погоди!"



- Ваши дрова, Наш медведь, а в итоге - Супер Дровница!


Новый домик для колодца

 

Медведь & Ко

 

Лавочка с зайцами...


Садовые деревянные скульптуры персонажей сказки Волшебник изумрудного города

Мы в город Изумрудный...


"Квартет" Крылова в резьбе

 

Конёк - горбунок

Деревянные скульптуры по мотивам сказки "Конёк - Горбунок"

 

Маша и медведь в резьбе по дереву

Деревянная скульптура "Маша и медведь"


Скульптуры из сказки Колобок

Деревянные скульптуры из сказки Колобок

 

Кудесница леса – Алеся. Резьба по дереву по мотивам песни ВИА Сябры

Резьба по дереву по мотивам песни..

 

Деревянные фигурки из сказки "Чиполлино"

Чиполлино и его друзья

 

Баба яга. Скульптура из дерева

Скульптуры для Поляны сказок

 

Скульптурная композиция "Репка"

 


Лавочка Львы


Буратино. Скульптуры из дерева

Буратино и его команда. Сюжет из сказки в резьбе по дереву

 

Добрая Яга в ступе. Скульптура, роспись.

Добрая Баба Яга.

 

"Эх, жизнь моя жестянка!" Деревянная скульптура водяного.

Я водяной, я водяной,
И мне не холодно зимой.



События

Наш новый детский городок "Айболит" торжественно был открыт в Институте трансплантологии

Открытие резного детского городка

Сказочные деревянные фигуры сразу же стали объектом внимания  детворы.

Подробнее


Поездка во Владивосток в составе команды  Oleo-Mac

Резьба бензопилой. Владивосток

Показательные выступления мастеров резьбы бензопилой на  соревнованиях вальщиков леса «Лучший лесоруб Дальнего Востока-2012»

Подробнее


Командировка в Прагу

Жук из дерева одной бензопилой

Две  недели Дереворез демонстрировал искусство резьбы бензопилой  в Чехии

Подробнее


Склад

Что у нас есть в наличии?

Посмотреть

Вы можете приобрести готовые изделия просто приехав к нам.


Бесплатно размещу статью в блоге с ссылкой на ваш сайт

Подробнее


Обучение резьбе по дереву

Подробнее


 

У нас всегда есть чем Вас порадовать или приятно удивить!!!

ВСЕ НОВОСТИ

Миниатюрная скульптура

деревянная подарочная скульптура

Деревянная скульптура, только размером гораздо меньше чем садовая.

Подробнее..

Фотогалерея

Портфолио

Фотоальбом скультурных композиций

В фотоальбоме представлены наши исполнительские возможности

Инстаграм

Дереворез в Instagram

Подпишись и будь всегда в курсе происходящего в ТМ Дереворез.

Прикол для дачи

 

Прикол для дачи!!!

Резьба на заказ

Заказать любую резьбу по дереву стало ещё проще на сайте

 

 

Резьба по дереву для внутреннего интерьера и для украшения ландшафта, плоскорельефная, прорезная, скульптурная, барельефная, для бани, для лестниц, церковная резьба, иконы, миниатюрная, садовая скульптура, резная садовая мебель и ещё много-много разных направлений представлено на сайте. Выполним быстро качественно и в срок!

Скульптура бензопилой

Новая услуга на derevorez.ru -

 

скульптура бензопилой

скульптура бензопилой

Подробней

Случайное фото


Шапокляк
Шапокляк
Резьба бензопилой на выстав...
Резьба бензопилой на выстав...

Новогодние скульптуры

Фигурки из дерева Деда Мороза, Снегурочки, Снеговика

Новогодняя скульптура деда мороза

профессионально расписанные в яркие цвета вы можете  заказать на нашем сайте.

Подробней

 

ОбЪявление

Требуется квалифицированный столяр  г.Раменское. Оплата сдельная.

Приглашаем резчиков по дереву для выполнения объёмной резьбы (деревянной скульптуры  1м и выше).

Купим тополь кругляк. Диаметр от 30-70см.

Тел. 8 915 230 00 54 Михаил.

Объявления в Москве