При изучении старой русской резьбы по дереву легко усмотреть, как в отдельных случаях ее мастера непосредственно переходили от плоского рельефа к более объемным формам, превращавшимся затем в так называемую круглую скульптуру. Этот путь раньше всего сказался в детской игрушке. Как бы ни были примитивны ее фигурки, все же в них в той или иной степени видно стремление передать объемность форм, живость поз и жестов, красоту линий. Естественно, что эти свойства выступают более отчетливо и более полно при обобщенности форм, когда художник сосредоточивает свое внимание на основном замысле, а не на деталях бытового порядка.
Изготовление деревянных резных игрушек встречалось раньше повсеместно. В отдельных центрах, как, например, в прежнем Сергиевском пасаде (ныне Загорске) или недалеко расположенном селе Богородском, изготовление игрушки
превратилось в развитой промысел. Особенно прославились произведения села Богородского, выполняемые обычно в простом неокрашенном дереве. Уже в начале нашего столетия здесь стали изготовляться отдельные фигурки людей и животных, которые были не столько игрушками, сколько небольшими декоративными скульптурами. Постепенно это направление начало преобладать.
Как в игрушках, так и в статуэтках ясно виден первоначальный призматический (трехгранный) кусок дерева. Мастер, работая ножом, придает ему обобщенную форму либо фигуры человека, либо животного. Крупные порезки хорошо лепят форму, передают характерные черты и жесты. Вместе с тем эти порезки с большой полнотой говорят о свойствах дерева как пластического материала. По скульптуре «Сокольник», выполненной И. К. Стуловым, видно, что это декоративное произведение восходит к конным игрушкам старого Богородского. Однако как скульптура малых форм он значительно декоративнее своего прототипа: его силуэт обострен, заметно возросла роль просветов между отдельными частями фигуры, внимательно проработаны общая пластика форм и ритм линий.
В «Козле» М. Ф. Баринова эти же высокие художественные качества небольшой декоративной скульптуры усилены выразительным строем крупных порезок, хорошо передающих податливость дерева при резьбе.
Помимо художников, так или иначе связанных с Богородском, в дереве работают и другие скульпторы. Д. Н. Шушкановым выполнена группа небольших фигурок — кабана, антилопы, Художественным достоинством его произведений следует считать великолепно показанную пластику деревянных форм, с которой согласуются характерные особенности животных. Вместе с тем художник не забывает о декоративности своих произведений, что особенно ясно видно в силуэтах животных. Следует отметить, что здесь мы не найдем какой-либо утрировки поз и движения — все естественно и закономерно.
По-иному подошли к дереву (самшиту) художники Хотькова А. В. Барашков и Ю. С. Чурилов. Они придали миниатюрным фигуркам тех же животных подчеркнутую декоративность. Последняя сказывается в тщательной проработке отдельных форм общего композиционного построения, наделенных определенной, несколько нарочитой угловатостью, а также в системе декоративных порезок, как бы противопоставленных общей форме фигурок.
Все эти приемы свидетельствуют о широких возможностях дерева как, хорошего скульптурного материала, в котором скульпторы могут осуществить много высокохудожественных декоративных произведений. Из того же самшита на черноморском курорте Сочи местные художники изготовляют небольшие токарные изделия. И тут дерево способно показать свои незаурядные пластические качества. В туалетных чашечках-лоточках, небольших декоративных вазочках, бусах и т. д. сразу же угадываются свойства материала. Это видно по несколько «припухлой» верхней части горла каждой вазы или туалетного лотка, в мягком по рисунку профиле поясков, тяг и «цоколей» изделий. Можно сделать эти детали более тонкими и острыми по форме, но это нежелательно, потому что даже легкий случайный удар может привести к выщерблинам и непоправимым повреждениям. Токарные формы особенно хорошо передают пластику форм, богатство лепки светотенью как крупных, так и даже весьма мелких деталей. Поэтому работа над рисунком формы, над плавными, не режущими глаз линиями, над ритмическим сопоставлением отдельных деталей должна стоять здесь, как говорится, во главе угла. Старые русские деревянные токарные изделия представляют собой незаурядный материал, где художник может почерпнуть для себя ни один урок как в области композиционного построения вещи и ее детали, так и в трактовке форм дерева. |