Мелкая скульптура изготавливается, как правило, из мамонтовой, слоновой и моржовой кости, обладающей хорошей возможностью передавать округлые объемы, как бы вылепленные светотенью. Помимо этого, здесь не последнюю роль играет светло-кремовый оттенок цвета кости, придающий ей особую теплоту. Естественно, что высокая стоимость кости сказалась на размере подобных произведений — обычно они очень небольшие. В древности же, например, греки изготовляли крупные статуи, где обнаженные части человеческого тела были выполнены из кости, а одежды из золота.
Небольшие размеры скульптуры из кости — скульптурной миниатюры — определили пластические и декоративные приемы, применяемые скульпторами. Так, драгоценность самого материала наилучших по качеству видов кости предопределила экономное к ней отношение. Скульптуру стремятся вписать либо в естественную форму бивня, либо в отдельно взятый кусок кости с тем, чтобы количество отходов кости было минимальным. Такая задача часто бывает трудной, поскольку одновременно художник должен помнить о декоративных и пластических свойствах, то есть хорошо и красиво вылепленных формах своего произведения, особенно необходимых именно в мелкой скульптуре. Более того, сам небольшой размер и обычное назначение такой мелкой пластики, предназначенной служить украшением письменного стола, полки и т. п., не позволяют применить здесь приемы и формы, обычные как в большой монументальной скульптуре, так и в декоративной скульптуре, украшающей сады и парки. В этом легко убедиться, если представить себе уменьшенным до масштаба небольшой настольной статуэтки, например памятник Петру Великому в Ленинграде-работы Фальконе. Прославленное произведение монументальной скульптуры, обладающее покоряющими идейно-образными и декоративно-пластическими качествами, сразу же утеряет их, превратившись в подобие макета.
Большой вклад в область мелкой пластики советского времени внес художник С. П. Евангулов. Интересен, художественно целен и поучителен его «Охотник за пушниной» — миниатюрная скульптура . Автор умело использовал конец бивня. Округлая конусовидная форма кости, как и ее не большой размер, вызывают желание взять скульптуру в руки, чтобы ощутить характер рельефа, разглядеть детали охотничьей сценки. Это произведение проникнуто духом народной фантазии — сказки, поверья, что наделяет его определенной и своеобразной поэтичностью.
Художник в «Охотнике» обратил внимание на светотеневую лепку (пластическую обработку) объема, на построение линейного ритма деталей, отличающихся порой известной графичностью, что сказывается, например, на характере изображения листвы дерева, укрывшего охотника. Это произведение — одно из привлекательных в нашей мелкой косторезной скульптуре.
Не меньшая художественная ценность свойственна небольшой скульптуре «Прачка» С. П. Евангулова Особенности материала кости способствуют воплощению пластичности фигуры молодой обнаженной женщины. Одной рукой она придерживает рассыпавшиеся волосы, другой полощет белье. Художник выбирает сложное положение фигуры человека с целью максимального сохранения формы драгоценного материала и «строит» фигуру в границах прямоугольного объема. Силуэт скульптуры красив, декоративен. Полировка кости, создающая на поверхности обнаженного тела игру бликов, усиливает декоративность скульптуры. Той же цели служит низкий постамент из черного агата, это особенно ясно при сопоставлении его с желтовато-белой костью. "
Высокие художественные качества мелкой декоративной пластики С. П. Евангулова в какой-то степени сказались на произведениях мастеров косторезного искусства Тобольска, где издавна выполнялась подобная миниатюрная скульптура. На смену бытовой, жанровой скульптуре из кости с ее натуралистическими деталями, почти лишенной столь необходимых ей декоративных качеств (исключение составляют так называемые «упряжки», то есть расположенные на срезе клыка мчащиеся нарты, запряженные оленями или собаками), появились полноценные художественные произведения. Таков, например, «Остяк, бегущий на лыжах» А. А. Уженцева . Здесь можно наблюдать и обобщенность форм, и светотеневую лепку, и запоминающийся силуэт, и полированную поверхность кости, на которой игрой световых пятен и бликов создаются дополнительные декоративные эффекты.
Более сложные задачи разрешены мастером-косторезом Д. Чури-ловым из Хотькова, где изделия, как правило, выполняются из цевки. Последняя, благодаря своей трубчатой структуре, сильно сужает возможности плодотворной работы скульптора. Однако молодой мастер сумел преодолеть недостатки материала в небольшой скульптуре, изображающей жирафа. Последняя в меру обобщена, и достаточно декоративна. Поза животного вполне естественна, хотя изгиб его тела и подчинен форме кости, имеющей в своей сердцевине пустотелый канал. |