Скульптуры античного цикла
Скульпторы - С. Коненков
Оглавление
Скульптуры античного цикла
Страница 2
Все страницы

Великий опыт древнегреческой пластики, глубоко и подробно изу­ченный Коненковым в Греции, становится для скульптора одной из опорных основ его творческого метода.

Через несколько десятилетий, в книге «Слово к молодым», сам Коненков так определял основные особенности искусства античных ваятелей:

«Когда осмысливаешь великие произведения, оставленные нам в наследство ваятелями античности, прежде всего поражает их созна­тельное стремление раскрыть все величие и безмерную красоту че­ловека.

Культ идеального тела был рожден духом Эллады. Юноши тех времен и в жизни стремились походить на статуи, изваянные скульп­торами. Культ здорового тела уже тогда означал борьбу и за высокое нравственное совершенство. И в пятом веке до нашей эры скульпторы искали нормы красоты в великом и малом. Прекрасные человеческие формы воплощали в себе и лучшие черты характера человека...

В каждом человеческом теле, в каждом образе своя неповторимая красота, страсть и сила, которые не поддаются никаким, даже самым точным измерениям.

Великолепные знания соразмерности и гармонии, точность и стро­гость выполнения характеризуют лучшие произведения античности. Но именно тогда в результате многих исканий художники ясно осозна­вали, что арифметика и «средние величины» не могут быть основой творческого вдохновения и воображения. Мастера античности уве­ренно отходили от скульптурных и иных канонов. Они не подражали, а, опираясь на свой эстетический вкус, как первооткрыватели красо­ты, создавали свое новое и неповторимое» .

Найти «прекрасные человеческие формы», которые воплощают в себе «лучшие черты характера человека» (причем, добавим, человека современного) — основная цель, которую ставил перед собой Конен­ков, создавая свой «античный» цикл. Осуществляя это стремление, скульптор свободно использовал некоторые древние образцы, причем не столько их конкретные композиционные, конструктивные решения, сколько общие пластические принципы и поэтику.

Обобщенность — не холодно-схематическая, но вбирающая в себя живые черты реальной натуры и подчеркивающая в ней самое су­щественное и характерное — свойственна и художественному языку античного цикла Коненкова. Поражает и покоряет это великолепное сочетание слитности, монументальной силы пластики и гибкости ли­ний, плавности переходов формы, бесконечного множества сложных оттенков.

Обрабатывая мрамор (так же как и дерево), Коненков обычно дает зрителю возможность представить себе исходный блок материала, его первоначальную фактуру, весомость, косность. Какая-то часть мра­морной глыбы остается в своем природном виде, неотшлифованная и тронутая резцом лишь в той мере, в какой это необходимо для ритми­ческого единства скульптуры.

Такой прием способствует впечатлению монументальной цельно­сти статуи. Он гордо прославляет безграничность творческих возмож­ностей художника, создающего из мертвого камня прекрасные, оду­шевленные человеческие образы. Но вместе с тем в таком сопостав­лении чувствуется и любовь скульптора к материалу — колыбели будущих созданий. Ведь говоря словами сонета Микеланджело:

«Лишь то ваятель создавать способен, Что мрамор сам в себе уже таит...»

В некоторых своих скульптурах «античного цикла» Коненков упо­требляет легкую подцветку. В свое время это вызвало споры крити­ков. «...Замечательный скульптор производит в текущем году опыт, который едва ли увеличит художественное очарование его вещей,— сетовал Россций (А. Эфрос) на страницах «Русских ведомостей» в 1912 году.— Он раскрашивает губы, глаза, волосы, головные уборы.В итоге получается подделка «под живую жизнь», а это отнимает много пластической правдивости коненковских работ...».

Совершенно иного толка размышления вызвал коненковский прием расцветки скульптур у художника В критика Н. Радлова:

«Термин «условный», характеризуя, хотя и поверхностно, но по существу правильно свойства греческой раскраски, не объясняет со­вершенно её целей... Раскраска принадлежала всецело материалу; грек раскрашивал камень, но не стремился отразить в нем красочное явление... Коненков с чутьем большого художника отнесся к рас­краске некоторых своих работ. В них мы видим ярко выраженную действительно греческую идею раскраски» 6.

На мой взгляд, Н. Радлов гораздо ближе к истине. Скупо и так­тично вводя цвет в скульптуру, Коненков менее всего преследовал иллюзионистические цели. Карминные тона на щеках и губах, глу­бокая синева глаз, мерцание драгоценностей в головных уборах, ко­нечно, не создают впечатления привычной, естественной окраски на­туры: это превращало бы скульптуру в подобия восковых муляжей. Употребление цвета и в этих работах и в произведениях последующих лет имеет абсолютно условный характер — иногда чисто декоратив­ный, порой в известной мере символический. Так, синие глаза «кор» придают им несколько таинственный характер, напоминают о загад­ках древних легенд, древней красоты. А чаще всего этот прием — еще один инструмент в ансамбле средств художественной выразительно­сти скульптуры; его звучание своеобразно оттеняет движение основ­ной образной мелодии.

При всей своей кажущейся идеальной отвлеченности серия «об­наженных» имеет глубокие и крепкие жизненные корни. Именно по­тому в ней должны были отразиться, пусть иносказательно, такие переживания и страсти времени, которые имеют совсем иной эмо­циональный строй, чем «Сон», «Юная», «Натурщица», женские тор­сы. Во многих скульптурах этого цикла нельзя не заметить трагиче­ских нот, мотивов страдания, тяжкой скорби, горьких, ранящих душу размышлений.



 

Новости

Спецпредложение!!!

 


Вакансии:

1.  требуется резчик по дереву...

2. требуется художник для росписи...

Подробнее

Бесплатно размещу статью в блоге с ссылкой на ваш сайт

Подробнее


Выполненные заказы

Пляшущая баба яга в деревянной скульптуре

"Я была навеселе,
И летала на метле,..."

 

Волк из Жил был пёс со столом

Заходи, если что!

- Ну ты заходи, если что!

 

Лавочка с зайцами...


Садовые деревянные скульптуры персонажей сказки Волшебник изумрудного города

Мы в город Изумрудный...

 

Новый домик для колодца

 

Лавочка Привет, Друзья!

Лавочка "Привет Друзья!"

 

Волк из Ну, погоди! Резьба по дереву

Волк из "Ну, погоди!"



"Квартет" Крылова в резьбе

 

Конёк - горбунок

Деревянные скульптуры по мотивам сказки "Конёк - Горбунок"

 

"Эх, жизнь моя жестянка!" Деревянная скульптура водяного.

Я водяной, я водяной,
И мне не холодно зимой.


Маша и медведь в резьбе по дереву

Деревянная скульптура "Маша и медведь"


Скульптуры из сказки Колобок

Деревянные скульптуры из сказки Колобок

 

Кудесница леса – Алеся. Резьба по дереву по мотивам песни ВИА Сябры

Резьба по дереву по мотивам песни..

 

Деревянные фигурки из сказки "Чиполлино"

Чиполлино и его друзья

 

Баба яга. Скульптура из дерева

Скульптуры для Поляны сказок

 

Скульптурная композиция "Репка"

 

Буратино. Скульптуры из дерева

Буратино и его команда. Сюжет из сказки в резьбе по дереву

 

 

Добрая Яга в ступе. Скульптура, роспись.

Добрая Баба Яга.

На страницу  Бабок Ёжек.

 


События

Наш новый детский городок "Айболит" торжественно был открыт в Институте трансплантологии

Открытие резного детского городка

Сказочные деревянные фигуры сразу же стали объектом внимания  детворы.

Подробнее


Поездка во Владивосток в составе команды  Oleo-Mac

Резьба бензопилой. Владивосток

Показательные выступления мастеров резьбы бензопилой на  соревнованиях вальщиков леса «Лучший лесоруб Дальнего Востока-2012»

Подробнее


Командировка в Прагу

Жук из дерева одной бензопилой

Две  недели Дереворез демонстрировал искусство резьбы бензопилой  в Чехии

Подробнее


Склад

Что у нас есть в наличии?

Посмотреть

Вы можете приобрести готовые изделия просто приехав к нам.


 

У нас всегда есть чем Вас порадовать или приятно удивить!!!

ВСЕ НОВОСТИ

Миниатюрная скульптура

деревянная подарочная скульптура

Деревянная скульптура, только размером гораздо меньше чем садовая.

Подробнее..

Фотогалерея

Портфолио

Фотоальбом скультурных композиций

В фотоальбоме представлены наши исполнительские возможности

Прикол для дачи

 

Прикол для дачи!!!

Резьба на заказ

Заказать любую резьбу по дереву стало ещё проще на сайте

 

 

Резьба по дереву для внутреннего интерьера и для украшения ландшафта, плоскорельефная, прорезная, скульптурная, барельефная, для бани, для лестниц, церковная резьба, иконы, миниатюрная, садовая скульптура, резная садовая мебель и ещё много-много разных направлений представлено на сайте. Выполним быстро качественно и в срок!

Скульптура бензопилой

Новая услуга на derevorez.ru -

 

скульптура бензопилой

скульптура бензопилой

Подробней

Садовая мебель

Садовая мебель. Резное кресло медведь

Мы используем фигуры животных для изготовления садовой мебели.

Подробнее

Авторская скульптура

Авторская скульптура

Изображение в дереве известного футболиста и тренера Владимира Муханова. Авторсая скульптура..

далее

Случайное фото


Кресло медведь
Кресло медведь
Медведь и сова
Медведь и сова

Новогодние скульптуры

Фигурки из дерева Деда Мороза, Снегурочки, Снеговика

Новогодняя скульптура деда мороза

профессионально расписанные в яркие цвета вы можете  заказать на нашем сайте.

Подробней

 

ОбЪявление

Требуется квалифицированный столяр  г.Раменское. Оплата сдельная.

Приглашаем резчиков по дереву для выполнения объёмной резьбы (деревянной скульптуры  1м и выше).

Купим тополь кругляк. Диаметр от 30-70см.

Тел. 8 915 230 00 54 Михаил.